Блог предпринимателя.
Show MenuHide Menu

Хочу делать витражи! С чего начать?

26 мая 2013

Эта статья посвящена тем, кто хочет заняться витражами, но не знает с чего начать. За моими плечами семилетний опыт работы по изготовлению разных типов витражей и продаже расходных материалов для них, а также наработки моих коллег, с которыми я общаюсь. Данная статья – исключительно мое мнение, здесь вы не найдете отрывков и абзацев из подобных материалов в интернете. Как и всякое личное мнение, эта статья субъективна, но я уверен она поможет тем, кому витражное направление действительно интересно. Я постарался в одном месте собрать и описать все аспекты изготовления витражей и сделать это максимально кратко.Тем не менее, в итоге статья получилась большая, так что прошу запастись терпением. Бонус – прочитав эту статью, вы получите всю необходимую информацию о полном цикле изготовления витражей с начала и до конца и у вас значительно уменьшиться количество пробелов в этой сфере. Также я надеюсь, что не только новички, но и витражисты со стажем ознакомятся с данной статьей, наверняка смогут дополнить ее, а возможно в чем-то и поспорить. Я готов ответить на вопросы всех желающих и слежу за комментариями.Итак, поехали.

Главное, на старте определиться с тем, что вы хотите получить в итоге. Будет ли это вашей основной профессией, либо просто возможностью дополнительного заработка, а может быть просто хобби для души? Данное решение определит дальнейшие действия. Конечно, вы можете начать как хобби, а потом развиться и заняться этим вплотную, никто не запретит! Более того, я лично знаю людей кто именно так и сделал. Но подумать об этом однозначно стоит, а исходя из этого, решить – какой объем средств и времени вы готовы потратить на освоение витражного дела. Для тех, кто рассматривает данное направление как потенциальный бизнес сразу хочу сказать – легко не будет. Конкуренция растет с каждым годом, заказчик становится более просвещённым, требовательным (что конечно плюс чем минус) , спрос не стабилен, проблема кадров здесь крайне актуальна, высокие риски брака и повреждения изделия и много много других сложностей. Но!!! Если это действительно вам интересно, вы видите спрос и дело вам по силам – дерзайте! Набрать портфель заказов на год вперед только после того как вы решили стать витражистом очень сложно, почти невозможно. Хотя, у меня получилось, может повезет и вам. Возможен и другой вариант, я знаю человека, который окончив курсы по тиффани, закупил инструментов, стекла и прочих материалов более чем на 15 000$, а потом 2 года сидел практически без работы, но это крайности. В другой статье я более подробно раскрою аспекты витражного дела как бизнеса.
Второе – следует понять, какие именно витражи вы хотите делать. Кому хочется для начале попроще – тот может выбрать пленочные (а также их называют аппликационные или накладные английские) витражи. Если вы готовы озадачиться “по полной” то начните сразу с технологии тиффани, или профильного (классического) витража, это “настоящие” витражи. Также можно заняться спеканием стекла – фьюзингом, но для этого уже нужна хоть малюсенькая, но специальная печь. Если вы занимаетесь мебелью и хотите расширить спектр предлагаемой продукции, для вас могут подойти лаковые витражи, с автоматическим нанесением полимерного витражного контура на стекло специальным станком и дальнейшей ручной заливкой разноцветными лаками.
Третий этап – теоретическая база. Почитайте как можно больше информации о витражах, истории их появления, развития с течением времени, посмотрите на фотографии старинных витражей, проштудируйте портфолио хороших витражных мастерских. Это поможет понять насколько направление вам интересно, стоит ли копать дальше. Если пыл еще не остыл, переходим к изучению практических занятий. В интернете сейчас очень много видео уроков, а также текстовых инструкций с фотографиями, где расписан каждый этап создания витража. Есть также несколько книг посвященных данной тематике. В каждом обсуждении нашей группе ВКонтакте посвященном разным технологиям я выложу ссылки на материалы, которые показались мне наиболее удачными и полезными. Перелопатив пару книг, перечитав несколько статей и пересмотрев десятки видео, вы уже можете причислить себя к начинающим витражистам, поздравляю! )) Если вы же пока этого не сделали, я кратко опишу возможные технологии.
Пленочный витраж. Суть технологии проста. На обычное прозрачное стекло (можно и на необычное и непрозрачное, главное чтобы одна сторона стекла была плоской) согласно эскиза наносятся цветные пленки. Для понимания куда и какой цвет наносить используется шаблон, который, как правило, напечатан на бумаге, и лежит под стеклом, либо может быть временно нарисован на обратной стороне стекла. Пленки могут быть как однотонными, так и иметь различные цветовые эффекты (переливание, смешение цветов), а также иметь различную фактуру (под морозный узор, матовое, пескоструйное стекло и другие). Швы между пленками закрываются самоклеящейся витражной лентой. Она может иметь разную ширину (3, 3.5, 4.5мм и более) и цвет покрытия. Такой витраж также может комбинироваться со стеклянными каплями, деколями, стеклянными элементами с фацетированной кромкой (также их называют бевелями, бевелсами, от английского слова bevels), которые приклеиваются на стекло с помощью специального клея.
Витраж тиффани. Техника данного витража названа в честь Луиса Комфорта Тиффани, который первый предложил технологию соединения фрагментов витража в одно целое с помощью медной фольги. Техника возникла еще в 19 веке и изменений практически не претерпела. Суть в том, что фрагменты витража вырезаются по шаблону из специального витражного стекла толщиной 3-3,5мм. после чего каждый фрагмент дополнительно обтачивается на шлифовальной машинке, для того чтобы максимально точно соответствовать шаблону. Таким образом обрабатываются все фрагменты витража, чтобы затем их можно было выложить на шаблон как мозаику (или паззл). После этого, на торец стекла наносится медная фольга, шириной немного превышающая толщину стекла, После этого витраж выкладывается на шаблон и его фрагменты спаиваются между собой, швы окончательно спаяного витража патинируются, и витраж готов. Тиффани также может комбинироваться с различными декоративными стеклянными элементами: деколями, бевелсами, фьюзинговыми элементами , а также с росписью по стеклу.
Классический (профильный) витраж отличается от тиффани технологией скрепления стекол между собой. Для этого используются Н-образные профили, сделанные из свинца, латуни, цинка. Данная технология хорошо подходит для витражей с геометрическими эскизами преимущественно из прямых линий, такие витражи с бевелсами используются в качестве кухонных фасадов или для межкомнатных дверей.
Спекание стекла – фьюзинг. Очень интересная техника, может использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с другими техниками. В данной технологии стекло скрепляется между собой с помощью высокотемпетарурной обработки (температура порядка 600-900 градусов Цельсия). Прозрачное стекло используется в качестве основы, а затем на него выкладывают фрагменты витража вырезанные из цветного стекла. Затем изделие помещают в специальную печь, задают программу в зависимости от типа используемого стекла, а также степени спекания которую хотят получить – легкое, среднее, полное. После цикла который может занять от 3 до 7 часов, изделие некоторое время остывает и  витраж готов. Техника позволяется творить самые невероятные вещи, но необходимо совершить немалое количество пробных спеканий для получения стабильно качественного и предсказуемого результата.Также в печи возможно отекание стекла по форме, что позволяет делать посуду, часы, предметы интерьера.
Витраж из полимерных контуров и лаков, сравнительно молодая технология. В данном случае, контур витража наносится на стекло или зеркало специальным станком по заданному компьютером шаблону. После нанесения контур несколько часов застывает, и далее производится ручная заливка фрагменты витража цветными лаками.
Если очень коротко, то это все. В ближайшее время я опишу каждую технологию в подробностях, укажу все плюсы и минусы,
Итак, вы определились с технологией, изучили теоретический материал и готовы перейти к практике. Это четвертый этап. Если у вас много денег и мало времени, то вы можете записаться на курсы обучения к профессиональным витражным студиям. Если вы живете в отдаленном, небольшом городе это может быть проблематично. В ином случае все реально, вопрос только в цене. Поищите витражные мастерские в своем городе, пообщайтесь, возможно вы сможете договориться я сказал возможно, потому что далеко не все хотят пускать посторонних к себе и делиться своими наработками,  даже за деньги. Кстати о деньгах. У нас, например, обучение пленочной технологии занимает 1 полноценный рабочий день и стоит 3500 рублей. Обучение технике тиффани занимает от 5 до 10 дней, в зависимости от навыков обучаемого, а также степень углубления в технологию. Это может быть начальный курс, а может быть углубленный с изготовлением 3Д моделей (абажуры, светильники, предметы интерьера). Начальный курс стоит 15000 рублей, цена на углубленный курс рассчитывается индивидуально, такие курсы мы проводили достаточно редко. Удобство такого метода в том, что на подобных курсах вам расскажут и покажут каждый шаг, в процессе изготовления витража, а также дополнят комментариями, поделятся наработанными приемами, расскажут о всех тонкостях и подводных камнях (поверьте их немало). Конечно , это все можно освоить и самому. Просто это займет больше времени, а цена ваших ошибок (время, испорченные материалы, нервы) может быть сопоставима с ценой курсов. Я ни в коем случае не ратую за необходимость обучения за деньги. Сам я учился методом проб и ошибок и пленочной технике и тиффани и фьюзингу и не считал правильным да и не имел возможности платить за это . Но то? что подходит одному человеку, может не подойти другому. Так что тут выбор целиком за вами.
Если вы решитесь на обучение то рекомендую обратить внимание на следующие факторы при выборе места обучения:
- известность и репутация витражной мастерской, чем известные тем лучше,
- наличие качественного портфолио СВОИХ работ (работ именно разработанных и сделанных в данной студии, а не фотографий скачанных из интернет), если студия работает давно и имеет большое количество заказов у нее как правило большое и разнообразное портфолио (тут могут быть исключения, мы например за 7 лет работы отсняли в лучшем случае 10% своих работ, не сразу понимали как это важно),
- четкая программа обучения поможет понять чему именно и в какие сроки вы научитесь,
- уточните кто именно будет вас обучать, намного лучше если вас закрепят за конкретным мастером, который будет вашим куратором весь курс обучения, бывает когда ученика мастера “передают” друг другу как эстафетную палочку, что негативно сказывается на качестве обучения
- что вы получите после обучения – будет ли это готовый витраж (или несколько), диплом на фирменном бланке свидетельствующий о проведенном обучении, входит ли комплект инструментов и материалов в стоимость обучения или есть возможность приобрести его позже ,
- когда и в каком размере необходимо оплачивать обучение. Если вас попросят заплатить 100% аванс еще до приезда и начала обучения – это может быть подозрительным.
Если же вы хотите дойти до всего сами, осуществить разведку боем – дерзайте. У вас все получится. Помните – в уже изучили книги , просмотрели видеоуроки, почитали статьи.
Пятое – определяемся с поставщиком материалов. Здесь я заинтересован прорекламировать нашу компанию, и конечно это сделаю. Но только потому, что мы работаем лучше всех. По крайней мере, мы очень к этому стремимся.  Итак, факторы для определения поставщика:
- цена! Для многих это единственный и определяющий фактор, особенно для новичков. И он безусловно важен. Выберите две-три основных позиции и сравните цены у разных поставщиков, это даст вам определенное понимание. За нашу компанию могу сказать, что мы не гонимся за сверхприбылью, мы хотим предложить нашим партнерам лучшие цены. И мы это делаем.Если на какие-то товары наша цена изначально не самая выгодная, мы будем искать любую возможность пересмотреть наше предложение и снизить ее для вас, но это пока это сюрприз, о нем вы узнаете чуть позже!
- ассортимент. Этот фактор едва ли не важнее чем первый, особенно если вы работаете в разных техниках. Согласитесь, очень удобно работать с одним поставщиком, который может удовлетворить все ваши потребности и поставить все необходимое . У нас вы можете купить все, что может понадобиться в вашей работе. Зачем собирать с миру по нитке? Наличие очень широкого ассортимента материалов для тиффани, фьюзинга, пленочного , полимерного витража это один из главных наших плюсов.  Кроме того, мы слушаем  наших клиентов и готовы подстраиваться под их потребности, работать над ассортиментом, добавляя новые востребованные позиции. А самое главное то, что основная часть товаров у нас в наличии на складе! Иногда бывает так, что чего-то все-таки нет, значит мы можем привезти товар под заказ в кратчайшие сроки. Однако, работа под заказ в последнее время происходит все реже и реже, наш большой склад – наша гордость.
- консультации по применению товаров. Это особенно оценят начинающие витражисты, но также найдут полезным и те кто уже проработал некоторое время. Поскольку мы занимаемся не только продажей, а также изготовлением витражей, мы можем оценить наши товары с практической точки зрения. Наши менеджеры регулярно бывают на производстве, с ними проводятся ознакомительные семинары, практические занятия, для получения максимального полного представления о продаваемых товарах. Конечно мы не можем знать все, наши клиенты часто делятся своим опытом, учат нас чему то новому, это позволяет нам быть в курсе витражных технологий и развиваться.
- географический фактор. Хорошо когда вы можете приехать и приобрести все необходимое в своем городе. Это великолепно, но!., похвастаться такой возможностью могут жители немногих крупных городов, где работают поставщики витражных материалов. А их не так много, в силу узкого рынка сбыта и необходимости больших материальных вложений в товары на складе (смотреть пункт ассортимент). Больше всех везет витражистам Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону, Краснодара, Новосибирска. Остальным приходится либо ехать за товаром самостоятельно (что возможно далеко не всегда, да и весьма затратно) Либо необходимо заказывать материалы удаленно , осуществляя доставку транспортными компаниями. Это выбор большинства. Из этого следующий фактор:
- доставка. При удаленном заказе, по большому счету, не важно в каком городе находится поставщик,  стоимость доставки будет отличаться но незначительно. Рекомендую обратить внимание на следующее – большинство поставщиков готовы продать вам товар, но не готовы помочь вам в организации его доставки. Их позиция – мы все собрали, присылайте транспортную компанию к нам, пускай забирают. Это неправильно, это негибко. Зачастую стоимость забора груза по городу стоит дороже, чем перевозки груза из города в в город. Мы готовы отвезти любой заказ до складов транспортных компаний “Байкал-сервис” и “Кит”  в Ростове-на-Дону совершенно БЕСПЛАТНО. Почему  именно эти компании? За 7 лет нашей работы они зарекомендовали себя с лучшей стороны в плане  территориального охвата России и количества филиалов, сроков, качества доставки и тарифов на услуги. Кроме того, эти компании дают возможность застраховать хрупкие грузы при отправлении, чтобы в случае повреждения груза во время транспортировки вы получили потраченные деньги назад (повреждений товар при этом остается вам и вы возможно сможете его использовать хотя бы частично).
-дополнительные услуги.  Если по каким-то причинам вам не подходят транспортные компании “Байкал-Сервис” и “Кит”, мы готовы сами сделать доставку до склада любого перевозчика в пределах Ростова-на-Дону за минимальную плату. Также для отправки стекла мы собираем специальные ящики , в которых транспортировка стекла максимально безопасна и повреждение может произойти только в случае если ящик со стеклом уронят (увы, такое время от времени происходит). Стоимость услуги по сборке ящика для стекла у нас минимальна, сравните наши цены на эту услугу с другими поставщиками – будете приятно удивлены.
- скидки. Это могут быть как единовременные скидки на большие заказы, либо постоянные скидки для лояльных клиентов. В настоящий момент мы работаем над комбинированной системой скидок , чтобы сотрудничество с нами было максимально выгодным.
Итак, на мой взгляд, по совокупности факторов в целом и по каждому в отдельности – мы лучшие поставщики витражных материалов. Я буду очень рад услышать ваше мнение на этот счет, жду их в личных сообщения, на электронную почту или в специальном разделе нашей группы.

Прекрасно – Вы на шестой ступени. Вы уже все читали, смотрели, видели. У вас есть все необходимые материалы и теоретическая подготовка. Пора начать творить. Возникает вопрос, а где собственно брать эскизы и как можно их обрабатывать. Может быть несколько вариантов. Если вы владеете навыками рисования, то вы без труда сможете изобразить для начала простенький витраж  на куске плотной бумаги или картона в натуральный величину, это будет ваш шаблон. Также нужен эскиз – это уменьшенный макет витража раскрашенный в необходимую вам цветовую гамму, на который вы будете ориентироваться при выборе материалов. Более подробно о изготовлении шаблонов я расскажу в описании технологий, так как шаблоны для разных видов витража отличаются. Более подробно я хотел бы остановиться на эскизах.

Итак, если у вас второй вариант и вы, как и я, совершенно не умеете рисовать, а витраж все таки сделать хотите , можно прибегнуть к помощи компьютера. Большинство работают с векторным редактором CorelDraw либо его бесплатным аналогом Inkscape. И по CorelDraw и по Inkscape в сети очень много уроков, поэтому подробно эти программы я не рассматриваю. В плане именно обработки эскизов витражей могу сказать что CorelDraw будет удобен в работе с прямолинейными и симметричными объектами, работа с кривыми конечно тоже возможна, но реализована несколько сложно. Второй вариант можно использовать программу GlassEye.  Лицензия на GlassEeye версии Professional (в Sandart функционал крайне скудный) можно приобрести за 295$ на сайте разработчика www.dfly.com. На мой взгляд она своих денег не стоит, программа сыровата и требует доработки, а разработчики уже много лет ничего в ней не меняли и судя по всему не собираются. В сети можно найти программу для взлома как как GlassEye так и CorelDraw, тут вступает в дело нравственный аспект . Каждый сам для себя решает готов он использовать пиратские программы или нет. Плюсы GlassEye – это возможность заливки фрагментов эскиза витража цветами и фактурами витражных стекол разных производителей или пленками RegaLead (стекло не всегда при этом  выглядит реалистично, цвет заливаемого стекла часто существенно отличается от реального и проще выбрать подходящий оттенок из цветовой палитры); удобство рисования кривых линий в несимметричных витражах; программа делает расчет количества необходимых материалов (для стекла или пленки задается процент брака); возможность использовать эскизы витражей с уже готовыми дизайнами эскизов на различные тематики; возможность экспорта эскизов  в JPEG , DWG для отправки его клиенту или последующей доработки в CorelDraw. Из минусов : очень сложно работать с симметричными геометрическими объектами,  может быть проблемы с заливкой фрагментов витража. Для себя мы решили, что геометрические витражи изначально делаем в CorelDraw, витражи с множеством кривых линий обрабатываем в GlassEye.

Немаловажный момент – о технике рисунка, правилах построения композиции, цветоведении и прочих художественных аспектах витража ничего не могу вам сказать. Сам я не художник и никогда им не был,этой стороной вопроса у нас в студии занимаются профессионалы с разным опытом и образованием. Могу сказать что в нашем регионе этой специальности обучают в Новочеркасском ЮРГТУ, у нас периодически бывают студенты данного ВУЗа на практике. Так что если вы творческая натура и чувствуете в себе таланты к рисунку и живописи – развивайте их, если нет – наймите художника или воспользуйтесь следующим советом.
Хороший способ сделать эскиз не имея особых практических навыков, это обрисовать на компьютере фото или картинку, которую вы хотите воплотить в витраже. А затем разбить ее на фрагменты  прорисовывая основные линии разделяющие фрагменты картины с различными цветовыми пятнами и объектами.. Таки образом вы переводите исходное изображение в витражную технику. Очень удобно делать эскизы таким образом, когда нарисовать “с нуля” для вас слишком сложно. Подобное можно сделать и в CorelDraw и а GlassEye.
Пожалуй вобщем-то и все. Конечно осталось много вопросов остались раскрыты лишь частично, мы продолжим в наших следующих статьях
Темы новых статей:
- витражи как бизнес, сколько денег нужно на открытие витражной мастерской, какую продукцию можно производить, рентабельность бизнеса и возможные рынки сбыта;
- подробное описание каждой технологии, возможные нюансы при работе, подводные камни,
Предлагайте свои темы, мы постараемся ответить в меру своих возможностей.
Спасибо всем, кто прочитал до конца.Постcкриптум. Полное или частичное копирование статьи  приветствуется, только с указанием реквизитов нашей группы Вконтакте - www.vk.com\vitragetrade либо нашего сайта www.vitrage.su
1 Comment
Вера
10 мая 2014 at 23:38

Здравствуйте, случайно нашла ваш дневник очень интересные и полезные статьи для начинающих.Хочу освоить витражное дело как основной источник дохода.Интересны вопросы: Сколько денег нужно на открытие витражной мастерской, Какую продукцию можно производить, рентабельность бизнеса и возможные рынки сбыта? И как на Вашем примере производились заказы витражей окон, дверей, вы делали на своем стекле витраж или на стекле заказчика? И можно ли делать пленочный витраж уже на готовом встроенном окне?Спасибо

Оставить комментарий

Ваш email не будет опубликован. Обязательные поля отмечены *


Яндекс.Метрика